Проповедью, служением, молитвой: о жизни и вере старейшего духовника Гомельской епархии | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Ольга Астапенко Ольга Астапенко Автор текста
11:30 17 Сентября 2020 Общество

Проповедью, служением, молитвой: о жизни и вере старейшего духовника Гомельской епархии

На 88-м году жизни ушёл из жизни старейший клирик и духовник Гомельской епархии протоиерей Стефан Гладыщук. Батюшки не стало 5 сентября этого года, но в сердцах людей он останется вечно живым. 

18 сентября, отцу Стефану исполнилось бы 88 лет.  

«Я похлёбку есть буду, но тебе хлеб дам». 

Батюшка был человеком в городе известным, но очень скромным. Служению церкви он посвятил около 70 лет, и прихожане его вспоминают с благоговением и любовью. «Он так много делал для прихода, был духовным отцом всей нашей семьи, добрый, искренний, честный человек, всегда помогал советом, даже когда самому было нелегко», – говорит Ирина, прихожанка храма святого великомученика и Победоносца Георгия, в котором последние годы служил отец Стефан. 


Родился будущий священник 18 сентября 1932 года в деревне Меневеж Дрогичинского района Брестской области в многодетной семье. Детство его было тяжёлым. Мама сгорела от воспаления лёгких в 1940 году, когда мальчику было восемь лет. С отцом осталось трое детей – Стефан и его младшие братик с сестричкой. Мужчина второй раз женился. Потом война, оккупация, родились ещё дети. Будучи старшим ребёнком в семье, мальчик остался за старшего, когда отец уходил на фронт. «Слава Богу, после победы отец вернулся, – рассказывал в одном из интервью отец Стефан. – В 1948 году я окончил семилетку и поступил в Пружанское педучилище, рад был очень. Неделю там отучился и приехал домой на побывку. И вот назад нужно ехать, а я не могу. Отец меня просил: "Иди, сынок, учиться надо, я похлебку есть буду, но тебе хлеб дам". Мне и тяжело это слышать, и томлюсь, а не могу заставить себя уехать. В воскресенье отец пришёл из церкви и говорит: "Батюшка сказал, что открылась в Жировицах Минская духовная семинария". Мне так это стало интересно, что тут же сел на велосипед и поехал к священнику. Он мне рассказал всё подробно, и я стал постоянно ходить в церковь, изучил церковно-славянский язык, много читал, пел в хоре. И такое воодушевление испытывал, как заново на свет народился». 

Весной 1949 года он вместе со священником и ещё тремя женщинами-паломницами пошли до Успенского Жировичского монастыря за сто километров. Монастырь произвёл на шестнадцатилетнего юношу очень сильное впечатление. Но оказалось, что поступить он мог только после того, как исполнится 18 лет. Два года он готовился к поступлению. И на следующий день после совершеннолетия был уже в Жировицах. Это было 19 сентября 1950 года.


Послушание длиною в жизнь. 

В сан диакона Стефана рукоположили в 1953 году, в сан иерея – в 1954 году. В том же году окончил Минскую духовную семинарию, а потом и Московскую духовную академию. После чего был направлен в Среднеевропейский Экзархат и назначен настоятелем русской церкви святого Симеона Дивногорца в городе Дрездене и святой равноапостольной Марии Магдалины в городе Веймаре в Германии.

Служение отца Стефана в Германии продлилось четыре года. За это время он сумел снискать любовь, доверие и уважение клира и прихожан.

С 1984-го по 1990 год служил в Никольской церкви Гомеля. Потом восемь лет нёс послушание настоятеля Свято-Петро-Павловского кафедрального собора. С 1998-го по 2016 год был благочинным Гомельского городского округа. Последним местом его службы стал храм святого великомученика и Победоносца Георгия, в приход которого батюшка вложил много сил и любви. Он являлся почётным настоятелем прихода храма и духовником Гомельской епархии. Имеет множество общецерковных наград и награды Белорусской Православной Церкви. 


ФАКТ

  • Чин отпевания, который состоялся 7 сентября, возглавил архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан.

«Всё можно и нужно простить». 

Батюшка многое повидал за свою жизнь. Был свидетелем того, как в 1960 году закрывали Свято-Петро-Павловский собор в Гомеле. В своём интервью он как-то вспоминал: «Я сам снимал иконы со стен. В облисполком тогда вызвали настоятеля собора отца Василия Копычко и сказали, что собор закрывается, показали документ, где значилось, что во время войны при немцах здание было изъято под культовое учреждение, а теперь оно вновь возвращается отделу культуры. Было это 30 октября 1960 года. В этот день была отслужена последняя божественная литургия, а затем настоятель со слезами на глазах объявил, что собор закрывается. Что тут началось! Народ стал плакать, голосить... Жуткая картина была. Мы (кроме настоятеля, ещё протоиерей Владимир Котар, я и диакон Феодор Харик) забрали иконы, кресты, плащаницы, вывозили всё это в другие церкви. А потом и их стали закрывать. Это была страшная несправедливость». 

В последние годы, как всегда повторял священник, для церкви время благодатное. Люди идут в храмы, у многих есть духовные наставники, которые делятся своим опытом, дают советы. Как священник, духовник и просто человек, батюшка любил говорить, что только добром можно победить зло, только добром. «Всё можно и нужно простить, – говорил он. – Христос сказал, что если ты пришёл в церковь помолиться и вспомнил, что кого-то обидел или злобу на кого-то держишь, – вернись и примирись с тем человеком, и только потом приходи молиться». 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N