Путешествие в белорусское Полесье: Красный Берег и его сокровища | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
11:00 21 Января 2021 Общество 24634

Путешествие в белорусское Полесье: Красный Берег и его сокровища

Эту усадьбу называют возрождённой красотой XIX века. Мансардные крыши, стрельчатые арки и чешуйчатые шатры башен завораживают архитектурной изысканностью. 


Усадебно–парковый ансамбль Поклевских-Козелл открылся для посетителей после реконструкции в 2015 году. Безусловно, это было знаковое событие, поскольку ещё одна уникальная достопримечательность обогатила Беларусь. 

125 лет назад здание возводили в так называемом стиле историзма с использованием элементов готики, ампира и модерна. 


Вряд ли посетители  усадьбы смогут где-то ещё увидеть такое разнообразие архитектурных стилей, собранных под одной крышей.  К слову, только в прошлом году здесь побывало более 70 тысяч туристов из разных стран мира. 



Красный – значит красивый 

История усадьбы, расположенной в агрогородке Красный Берег Жлобинского района,  начинается с 1528 года и связана с именитыми дворянскими родами, которые ею владели.


В 1867 году усадьбу с ещё деревянным домом купил инженер-полковник Бобруйской крепостной артиллерии Александр Богородский.

Интересно, что когда началась прокладка Либаво-Роменской железной дороги, то рельсы должны были пройти буквально под окнами имения. 

В те времена многие, кто не был знаком с паровозом, воспринимали стальную машину как нечто ужасное. 

Александр решил, что раскалённый пар из трубы железного чудовища будет обжигать крылья птиц и те будут падать на землю замертво. 

Да к тому же грохот, шум от колёс – в общем, ни сна, ни отдыха. Нужно было срочно принимать меры. И Александр Богородский решил подкупить (благо коллеги) инженерную команду. 

В итоге железнодорожное полотно перенесли на версту (1066,781 метра) от усадьбы. Однако инженер-полковник недолго любовался красотами имения. 

Спустя какое-то время, видимо, не имея средств содержать усадьбу, Богородский продал её генерал-лейтенанту инженерии Михаилу Гаттовскому. 

Новый владелец влюбился в живописное место. Ведь Красный Берег получил своё название не из-за цвета. Слово «красный» в данном случае обозначало «красивый». 

Дальнейшие преобразования имения были связаны с дочерью владельца.

Тут следует сказать пару слов о Михаиле Гаттовском.  Женился он достаточно поздно, в 40 лет, на представительнице  старинного дворянского литовского рода Лаппо, которую звали Мальвина. 

У них родились сын Александр и дочь Мария. Гаттовский обожал долгожданную дочь и решил сделать всё, чтобы она удачно вышла замуж. Он познакомился с богатейшей семьёй Поклевских-Козелл, происходившей с Витебщины. 

К тому времени выходцы с белорусских земель стали видными виноторговцами и золотопромышленниками Урала, основали первое пароходство на реках Западной Сибири.  

Михаил Гаттовский выдал дочь замуж за Викентия Поклевского-Козелл – наследника полуторамиллионного состояния, 55 домов, 17 усадеб по всей России. 

Молодой муж увёз Машеньку в городок Талица (ныне в Свердловской области), где они поселились во дворце из 60 комнат. 

Семь лет у них не было детей. Глубоко верующие родители-католики обратились с молитвой к Богу – на свет появляется  дочь Мария. 

И тогда Михаил Гаттовский решил на радостях подарить Красный Берег – одно из самых красивых и прибыльных имений – дочери, зятю и внучке. 

Понимая, какая богатая и влиятельная семья у зятя, он не мог ударить в грязь лицом. Нужно было держать марку. 

Ведь Викентий Поклевский-Козелл был не кто иной, как владелец чугуноплавильного и железоделательного заводов, шести винокуренных предприятий,  золотого прииска, медного и серебряного рудников. 

Гаттовский решил снести деревянный помещичий дом и возвести на его месте роскошную кирпично-каменную усадьбу.  

Он обратился к известнейшему архитектору – профессору Петербургской академии художеств Виктору Шрётеру, который перестраивал Мариинский театр и возводил железнодорожный вокзал в Одессе.

Архитектор понимал, что нужно построить не просто дом, а что-то уникальное, одним словом, шедевр. 

Генерал-лейтенант, который приобрёл имение за шесть тысяч двести рублей (корова стоила 7 рублей), вложил в строительство более 100 тысяч. А это при пересчёте на современные деньги около 2,5 миллиона долларов! Гаттовский так хотел счастья для красавицы дочери и любимой внучки, что не жалел никаких средств. 

Начатое в 1890-м году строительство роскошной усадьбы было завершено за три года.

"Красный Берег расположен в 21 километре на северо-западе от Жлобина и в 104 – от Гомеля.


Сапожное золото

В 1917 году к власти пришли большевики. 

Они не тронули усадьбу в Красном Береге, так как влиятельная семья  перечисляла деньги в революционный комитет нового руководства страны. Однако к лету 1919 года Поклевские-Козелл поняли, что оставаться в России опасно. Их имущество было национализировано. Через Владивосток морским путём семья прибыла в Польшу. 


– И что, ничего не прихватили из огромного состояния? – интересуюсь у старшего научного сотрудника Марии Ткачёвой, которая взяла на себя роль 
экскурсовода.


– Перед тем как покинуть страну, Викентий Альфонсович заказал у сапожника несколько пар обуви, в подошву которой спрятал драгоценные металлы, – раскрывает секрет наш гид. – Какое-то время семья жила за счёт этого «сапожного золота». Средства постепенно закончились. Бывший владелец золотых приисков Викентий Альфонсович в 1929 году умер в однокомнатной квартире. Наследникам богатого аристократического рода пришлось искать работу. 

Так, один из внуков владельца усадьбы в Красном Береге, которого в честь деда назвали Викентием, в молодости вынужден был продавать  пылесосы. После работал на мясокомбинате в США, а затем в Италии открыл фирму по продаже радиотехнических деталей. До своей смерти в 2017 году Викентий Поклевский-Козелл жил в Великобритании. 


Обещал посетить усадьбу, но не успел. К сожалению, по-русски Викентий не говорил, но при этом владел польским, английским, французским, итальянским и английским языками. И, памятуя о далёкой родине, назвал сына Сашей. 


Однако с эмиграцией из России история с сокровищами некогда богатой семьи не закончилась. В 1944 году в доме Поклевских-Козелл в Талице, где в то время размещалась школа-интернат, воспитанники учреждения обнаружили тайник с золотом и серебром. 

Времена были голодные. Побоявшись, что драгоценности отнимут взрослые, дети выменяли их на жмыховые лепёшки... 


"За четыре года с момента открытия усадьбу посетили не только белорусы, но и гости из Испании, Франции, США, Германии, Италии, Болгарии, Прибалтики, Молдовы, Израиля, Грузии, Армении, Венесуэлы, Китая, Кореи, Японии и даже Австралии. «Только жители Африки пока до нас не добрались», – улыбается Мария Ткачёва.

На фундаменте из монет

Свои сокровища хранит и усадьба в Красном Береге.

– Есть легенда о том, что Михаил Гаттовский при закладке фундамента закопал под каждый из углов дома золотые монеты и произнёс заклинание: «Пока они будут лежать на месте, с усадьбой ничего не случится. Сколько бы времени ни прошло, какие бы войны ни прокатились по этой земле, дом будет стоять», – погружает в прошлое Мария Ткачёва. 

–  Кстати, недавно к нам приезжал знаменитый белорусский этнограф, культуролог, экстрасенс Иван Крук, который благодаря своим способностям заявил, что монетки там действительно находятся.


– Не боитесь, что кто-нибудь захочет их достать? – любопытствую. 

– Это сложно сделать, так как придётся разрушить стены толщиной в метр, – развеивает опасения научный сотрудник.


Ценности же, которые спрятаны за мощными стенами, охраняют фантастические химеры на фасаде здания у огромной двери из моренного дуба. 

36 комнат усадьбы – своего рода путеводитель по истории 12 стилей в интерьере. Здесь можно увидеть возвышенную готику, причудливые элементы барокко и утончённые линии классицизма. 
Во время экскурсии Мария Ткачёва обращает наше внимание на предметы прошлого.


– Это подлинные наряды конца XIX века. Их уникальность отметил даже знаменитый историк моды Александр Васильев. 

Чтобы платье хорошо село, талию на манекене пришлось утончать, – поправляет складку на ткани Мария Ткачёва. – Эти сахарница, тарелочка и чайник помнят тепло пальцев прежних хозяев. 

Их нам вернула местная жительница. 

Вот диван-козетка на низких, как у таксы, ножках. На похожем мог возлежать известный литературный персонаж Илья Обломов. 

Старейшему же экспонату  усадьбы – шкафу – 300 лет. 

А это чудом  сохранившееся  деревянное кресло 1893 года помнит не только далёких владельцев. 

Долгое время в помещениях усадьбы за партами занимались учащиеся сельскохозяйственного колледжа, который здесь располагался. Так, например, в зале рококо был кабинет эстетики. 

Выпускники до сих пор вспоминают, как на лекциях рассматривали витиеватую лепнину на потолке. 

А погрузиться в раннее Средневековье и полюбоваться проблесками сусального золота на неотличимом от дерева гипсовом потолке можно было на уроке русского языка. 




"В усадьбе хранится старинная итальянская икона «Прибавление ума». Есть история о том, как к одной  монашке в церковную лавку пришла девушка и попросила икону «Королева красоты». Монашка не растерялась и подарила «Прибавление ума».



Как во дворце султанов

Нельзя оставить без внимания и уникальный не только для Беларуси, но и, пожалуй, для всей Европы зал с резным потолком в мавританском стиле.  Такой можно увидеть, наверное, только во дворце турецких султанов Альгамбра в испанском городе Гранада.


– Это шедевр! – искренне восхищается Мария Ткачёва. – Потолок родной. Время его не коснулось. Ручная резьба по алебастру (гипсу). 

Сверху по стенам арабской вязью повторяется строчка из Корана: «Нет Бога, кроме Аллаха». 

Когда-то потолок покрывали лазурь и сусальное золото. Согласно документам, раньше здесь стояла инкрустированная перламутром мебель из Дамаска, а на полу лежали персидские ковры. Можете представить, какая это была роскошь!


Из арабской сказки мы отправляемся в Италию XVI века, где в то время в интерьерах  господствовала вычурная манерность. 

Маскарадные маски в оформлении окон зала отсылают к венецианской карнавальной традиции.  

– Раньше здесь под камином был люк, ведущий в комнату-сейф, где хранились семейные драгоценности, – обращает внимание научный сотрудник. – От посторонних глаз проход скрывал жестяной лист. Сверху устанавливалась решётка, на которой зимой пылали дрова. Сейчас в потаённую комнату можно попасть через подвальный коридор.

Но это далеко не всё, чем может удивить усадьба. 

Паркет одного из залов, к примеру, создаёт оптическую иллюзию. Издали его фрагменты кажутся круглыми, но как только нога ступает в комнату, геометрические фигуры становятся квадратными. По столетней плитке подходим к лестнице, оформленной в готическом стиле. 

На огромном кованом украшении 1892 года ещё сохранилась пружина, к которой крепился трос, поднимавший канделябр со свечами. 

Во время немецко-фашистской оккупации захватчики разместили в усадьбе свой госпиталь, но ни кованые украшения, которые зачастую отправляли на переплавку, ни лепнину, ни  деревья в парке не тронули. 



"Чтобы приток туристов стал ещё большим, по мнению сотрудников музея, необходимо установить дорожный знак с рекламой усадьбы Красный Берег на трассе М5, которая соединяет Гомель с Минском.

В семейной часовенке можно увидеть редкую икону-крест, фигурку ангела, 

выполненную из воска, скульптуру святого Христофора, который покровительствует путешественникам, облачения ксендзов для литургии и многие другие интересные предметы.

 

– Согласно легенде, маленький мальчик попросил Христофора перенести его через реку, – рассказывает Мария Ткачёва. – Посреди реки ребёнок стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. 

«Это потому, что со мной все людские грехи, а я – Иисус Христос», – объяснил ребёнок. А затем Иисус крестил мужчину в реке под именем Христофор, «несущий Христа».


В музыкальном зале,

оформленном в стиле Людовика XVI, 

в настоящее время клубы исторических танцев проводят роскошные балы, здесь регистрируются браки, вручаются премии и проводятся посвящения в профессию. 

Рядом расположен зимний сад с экзотическими растениями, 

где больше 100 лет назад после танцев кавалеры наедине с барышнями шептались о самом сокровенном. 

А как напоминание о роде Поклевских-Козелл на горшках с растениями красуется их фамильный герб. 

В лепнине же на стенах просматриваются символы счастья: 

цветки пятилистника и свидетельствующие о знатности и богатстве прежних владельцев дубовые листья. 


Вообще, говорить об усадьбе можно долго. 

За два десятилетия реставрации удалось проделать огромную работу. 

И как результат – по итогам республиканского туристического смотра-конкурса «Познай Беларусь» за 2018 год филиал «Красный Берег» Жлобинского историко-краеведческого музея признан лучшей малой старинной усадьбой страны. 



"Площадь усадебного комплекса 10 гектаров, а два этажа дома занимают около 1000 квадратных метров.


Камень желаний



Мария Дмитриевна предлагает напоследок прогуляться по парку в английском стиле, который включён в перечень памятников природы Беларуси. 



Его разбил в конце XIX века главный садовник Варшавы Франтишек Шаниор. 


– Ни одной берёзки вы тут не встретите, – отмечает Мария Ткачёва. – Большинство растений – редкие для нашей страны. 

Ландшафт максимально приближен к природному. Парк охраняет красивый чёрный ворон. Сколько ему лет? Говорят, что они живут до 300, так что наш, возможно, застал ещё бывших владельцев. 

Благодаря ворону в парке обитают только благородные птицы. 

Остальных он просто изгоняет. А ещё к нам каждый год прилетает семья аистов: Стасик и Стася. 

Своим клёкотом они радуют посетителей усадьбы. В глубине парка находится ещё одна достопримечательность – совиный камень с глазками. Он исполняет самые сокровенные желания. Но только при выполнении определённых условий… 

– И что, правда, исполняет? – недоверчиво интересуюсь.

– Недавно был посетитель. Он рассказал, что шутки ради в конце экскурсии обнял валун. И ровно через год день в день его желание сбылось. 

Прибыл за новым. Приезжала из России племянница моего мужа Анна. А у неё долго ребёночка не было. Обняла совиный камень и, представляете, через год у неё родился замечательный сынок Марк. А недавно девочка прямо с туристического автобуса подбежала ко мне, стала прыгать вокруг на одной ножке, просить отвести к камню: «Я просила смартфон. Сбылось! Хочу загадать новое желание».

– Откуда сила у камня? – перефразирую вопрос героя киноленты «Брат-2».

– Когда Поклевские-Козелл уехали за границу, управляющий имением Вацлав Манчуйский, будучи честным человеком и дальним родственником хозяев, решил спрятать фамильные драгоценности в этот камень, – пересказывает легенду Мария Ткачёва. – В выдолбленные отверстия он запрятал  изумруды, бриллианты и золотые монеты. Дырочки замуровал, а валун столкнул в реку Добасна. Течение и время сделали своё дело. Сокровище вымыло водой, и когда валун подняли на поверхность, он был пустой. Но, видимо, из-за долгого соприкосновения с драгоценностями камень приобрёл волшебную силу. 

Однако этнограф Иван Крук сказал, что валун гораздо древнее и управляющий имением эти «глазки» не  делал. Они уже были. Причём, как пояснил Крук,  камень хочет, чтобы его каждый раз благодарили за исполненные желания. 


От искушения прикоснуться к совиному камню не удержались и мы. Вдруг желание исполнится. Тогда будет повод снова навестить это прекрасное место, таящее в себе ещё так много всего загадочного. 


Автор фото: Ирина Чернявская

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях