Семья от "А" до "Я": топ-10 основных правил воспитания и общения с ребёнком | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Байдан Елена Байдан Автор текста
09:30 15 Мая 2023 Общество

Семья от "А" до "Я": топ-10 основных правил воспитания и общения с ребёнком

Что такое семья? Это родные и близкие вам люди, забота об их здоровье, это совместные праздники и традиции. В проекте мы рассказываем обо всех гранях семейных отношений. Поделимся советами, как вылечить сезонную простуду, предложим лайфхаки по выбору полезного питания и идеи рецептов к любому поводу.

Родители играют важную роль в развитии детей. Топ-10 основных правил воспитания и общения с ребёнком назвала доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф. Скорины, кандидат психологических наук Наталья Новак.



1. Учитесь принимать ребёнка таким, какой он есть.

Безусловное принятие ребёнка – это понимание его незрелости и признак психологической зрелости родителя. При этом по-настоящему взрослый знает, когда нужно бережно поставить границу. Чувствует, когда чадо требуется напитать любовью, оказать ему заботу, внимание и поддержку. Родитель с высоты собственного опыта готов понять нужды, а не только желания сына или дочери.

2. Родитель имеет право на эмоции.

Любить и принимать ребёнка не означает всегда быть радостным при любых обстоятельствах. Родителям свойственно испытывать эмоции разного спектра. Если ребёнок своим поведением вызывает у вас отрицательные эмоции, не держите их в себе. Необходимо честно сообщить малышу о своих чувствах, но важно сделать это правильно. Говорите о них от первого лица. Сообщите ребёнку о себе, что вы испытываете, какие чувства и эмоции присутствуют у вас, а не о нём. Обязательно отделяйте поведение от личности ребёнка. Оценочные суждения должны не относиться к личности сына или дочери, а описывать их действия и поступки.

3. Уделяйте больше внимания формированию личности ребёнка.

Проблему всегда легче предвосхитить, нежели её потом исправлять. Обратите внимание, какая система ценностей царит в вашей семье. Именно ценности определяют отношение человека к себе, к другим и окружающему миру. Если в системе ценностей родителя альтруистические и духовные ценности не на высоте, вряд ли стоит рассчитывать на сопереживание и заботу со стороны членов семьи друг другу, в том числе – и на послушание, дружелюбность ребёнка.

4. Помните, кто в конфликте – взрослый, а кто – нет.

Неконтролируемый гнев длится несколько минут, остальное время родитель просто использует привычный для него способ реагирования (излишне эмоциональный, агрессивный или истеричный). Такой родитель не привык контролировать свои эмоции. Этому нужно учиться. Например, с маленькими детьми можно использовать приём «5 минут». Мама говорит малышу: «Я сейчас злюсь. Посиди пока здесь (ты успеешь сыграть в …) Я пошла в другую комнату на 5 минут, успокоюсь и приду».

5. Не кричите на детей, сохраните свой авторитет в их глазах.

Крики и брань – это признак бессилия взрослого. Пока ребёнок маленький, он находится в страхе от происходящего, а у подростка кричащие отец или мать очень быстро вызывают чувство неуважения, отвращения, гнева. В любом случае их авторитет падает в глазах ребёнка, а это негативно сказывается на дисциплине, о которой так печётся орущий родитель.

6. Поведение после срыва имеет значение.

Если несправедливо наказали или проявили по отношению к ребёнку жестокость – обязательно извинитесь, но при этом примите для себя решение, что подобное не повторится. Многоразовые промахи и последующие извинения с раскаянием – признак слабости взрослого и лживости. В итоге ребёнок теряет чувство психологической безопасности, затаивается глубокая обида, формируется недоверие к взрослым.

7. Чувство вины не равно ответственности.

Если вы хотите, чтобы ребёнок боялся что-то сделать из-за страха наказания или нравственных мук, вырос тревожным и неуверенным в себе, чаще говорить ему о том, как он виноват и как ему должно быть стыдно за тот или иной поступок, поведение, реакцию, слова. Если же вы хотите воспитать разумного человека, умеющего отвечать за свои поступки и делать правильные выборы, – формируйте у него ответственность. Воспитание ответственности – это обращение к сознанию, к разуму, а не принятые в нашем обществе манипуляции с чувствами. Для этого ребёнок должен чётко понимать причинно-следственные связи между проступком и его последствиями, а способы регуляции неправильного поведения (наказание), применяемые взрослым, должны быть для него очевидными, соответствовать возрасту и тяжести проступка.


В Международный день семьи, 15 мая, будут организованы прямые телефонные линии.

Поможет найти способы для преодоления семейных конфликтов психолог отдела общественного здоровья Гомельского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Яна Алексеевна Панкратова с 10.00 до 12.00 по телефону: 33-57-24.

На вопросы, касающиеся планирования семьи, сохранения репродуктивного здоровья, методов контрацепции, ответит заведующая отделением охраны репродуктивного здоровья, врач-акушер-гинеколог Гомельского областного диагностического медико-генетического центра с консультацией «Брак и семья» Наталия Валерьевна Громыко с 14.00 до 16.00 по телефону: 20-77-40.


8. Поведение чада – это отражение ситуации в семье.

Плохое поведение ребёнка, не имеющего проблем в психофизическом развитии, часто является прямым сигналом того, что в семейной системе что-то не так. В психологии данный феномен называют «симптом семьи», когда для сохранения её целостности кто-то из её членов (чаще всего ребёнок) становится «козлом отпущения». Например, он начинает длительно болеть, плохо учиться, нарушает социальные нормы – тогда родители вынуждены объединяться в борьбе с этими проблемами, и семья сплочается. Надо понимать: чтобы такой ребёнок «исправился», нужны серьёзные изменения всех членов семьи и их взаимодействия.

9. Разный возраст – различный подход.

При разрешении спорных ситуаций важен возраст ребёнка. В первые годы жизни рекомендован телесный контакт. Например, при разговоре с малышом важен контакт глаз на одном уровне, нужно держать за руку, для успокоения – посадить на колени, приобнять. В дошкольном возрасте родителю важно озвучивать и свои, и его чувства. Например: «Я тебя попросила три раза убрать игрушки, потом я уже закричала, потому что я чувствовала раздражение. Ты тоже злишься, что тебя просят их убирать. Обидно, когда на тебя кричат. Чтобы не испытывать подобных чувств, давай подумаем, как можно изменить ситуацию». Уже в этом возрасте можно договариваться и предлагать ребёнку альтернативу. Например, убрать не прямо сейчас, а в течение часа, выбирать вариант одежды из нескольких приемлемых и так далее. Подростков воспитывают на примерах: «Сегодня я пришла домой и увидела, что ты играешь в планшете, а не делаешь уроки, как мы с тобой говорили. Мне страшно, что тебе неинтересно учиться, я злюсь, думая о твоём будущем». В любом возрасте важно, чтобы правила поведения шли до поступка, а не сообщались после того, как ребёнок их нарушил.

10. Дети имеют право на свой путь.

Помните, что ваш ребёнок – не ваша собственность и не ваша часть. Он пришёл в этот мир, чтобы жить своей жизнью, а не исполнять ваши детские мечты и соответствовать вашим ожиданиям. Ребёнок должен иметь право на свой путь. Даже если этот путь в конечном итоге вам не очень приятен и понятен. Основная идея: «Я могу не одобрять твой выбор, но я люблю тебя и поэтому готов принять».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N