Стартап-проект из сосновой коры и язык «С»: как джуниоры из Гомельской области попали в Национальный детский технопарк | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елизавета Шульга Елизавета Шульга Автор текста
18:00 02 Августа 2022 Общество 816

Стартап-проект из сосновой коры и язык «С»: как джуниоры из Гомельской области попали в Национальный детский технопарк

Уникальное для нашей страны учреждение образования – Национальный детский технопарк – начал работу 1 января 2021 года и за небольшой промежуток времени позволил проявить себя в научно-технической и инновационной деятельности одарённым ребятам. Среди них оказались и представители Гомельской области.


В робототехники со школьной скамьи

Егор Долгий учился в 11-м классе СШ № 30, когда преподаватель по робототехнике предложил ему подать заявку в Национальный детский технопарк. Тогда проходил набор на первую образовательную смену, об учреждении мало что было известно, но Егор заинтересовался и решил испытать удачу. Та оказалась благосклонна к молодому человеку, и в феврале 2021 года он отправился в столицу проходить обучение по направлению «Робототехника».

– За время смены изучил основы 3D-моделирования, радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров – микросхем, предназначенных для управления электронными устройствами. А ещё здорово провёл досуг в компании единомышленников, – вспоминает Егор.


Окончив школу, он поступил в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники на специальность «Медицинская электроника».

– Часть информации, которую узнал в детском технопарке за три недели, пригодилось мне в университете. Например, основы 3D-моделирования и программирования на языке «С». В целом полученные навыки помогли лучше осваивать предметы по моей специальности, – делится студент.


  • Каждый месяц в детском технопарке проходят образовательные смены по различным научным направлениям. До июня текущего года их было четыре: Робототехника, Зелёная химия, Информационные и компьютерные технологии, Биотехнологии/Инженерная экология. На каждом направлении обучаются 10 джуниоров – так называют способных ребят – которые прошли трёхэтапный отбор. Итого за первый год в технопарке побывали 290 учащихся.

От задач со «звёздочкой» к 3D-модели

С тем, что знания, полученные в технопарке, помогают увереннее себя чувствовать при поступлении в вуз согласна Анастасия Прокопенко. Девушка окончила Гомельский городской лицей № 1 и готовится штурмовать БГУИР. В Национальном детском технопарке она побывала на второй образовательной смене, которая проходила в марте 2021 года.

– Настя всегда активно участвовала в олимпиадах по информатике и занимала призовые места на разных этапах. Поэтому, узнав о стартующем наборе, педагоги предложили ей подать заявку в детский технопарк, – рассказывает заместитель директора Гомельского городского лицея №1 Анна Пирогова.

В тот же день девушка заполнила анкету на официальном сайте учреждения, прикрепила наградные документы и стала ждать второго этапа отбора.

– Он включал в себя тест и собеседование. 45 минут мы решали задачи на логику, а потом представитель технопарка поинтересовался у меня предпочтениями в выборе направления, – говорит Настя, которая, не колеблясь, выбрала «Информационные и компьютерные технологии».


Учитель информатики Татьяна Тарасенко, которая второй год работает с нашей героиней, не сомневалась в её успехе:

– Настю всегда выделяло стремление учиться. Она берётся за дело не просто так – ей непременно хочется достигнуть хороших результатов. В лицее она выполняла более сложные задачи, чем многие учащиеся. В основном это были задания со «звёздочкой».

Собираясь в поездку, Настя волновалась: вдруг будет трудно учиться или с ребятами не найдётся общий язык? Но волнения оказались напрасными – преподаватели объясняли сложные вещи доступным языком, а друзья нашлись такие, с которыми и спустя год поддерживается связь.


– Во время учёбы меня заинтересовало 3D-моделирование и прототипирование – процесс создания черновой, пробной версии программы для представления её заказчику на ранних стадиях разработки. Раньше я таким не занималась, однако, мне удалось освоить и даже разработать итоговый проект с использованием изученных технологий. Мы создали 3D-модель новой территории технопарка, спроектировав общежитие, центральные корпусы, освещение. К слову, строители уже приступили к реализации задуманного. И хотя моя связь с проектом закончилась вместе с образовательной сменой, я надеюсь, что однажды вернуться к 3D-моделированию.

  • 16 школьников из девятых, 13 из десятых и 10 из одиннадцатых классов Гомельской области обучились в 2021 году в Национальном детском технопарке. 30 из них мальчики и девять – девочки.

Стартап-проект из сосновой коры

А вот выпускник СШ № 4 имени В. С. Величко Андрей Мамаев из Рогачёва продолжил работать над своим проектом и после завершения смены. Впоследствии он привёл юношу к победе в номинации «Лучший молодёжный стартап-проект» на международном форуме Тибо-2022.

– В Детском технопарке я учился на шестой образовательной смене, которая проходила в сентябре 2021 года. Выбрал направление «Зелёная химия», – рассказывает Андрей. – Когда вначале занятий сказали, что через три недели мы должны представить итоговый проект, у меня совсем не было идей. Стал размышлять, и в итоге пришёл к тому, чему впоследствии посвятил год работы.


Проект Андрея называется «Получение высокоактивных микро- и мезопористого углей из отходов деревообрабатывающей промышленности». Его разработкой школьник занимался вместе с заведующим лабораторией растворов целлюлозы и продуктов их переработки НИИ физико-химических проблем БГУ Дмитрием Гриншпаном. Почему джуниора зацепила эта тема?


– Летом и осенью я с родителями часто бываю в лесу. Однажды увидел, как кору, оставшуюся после санитарной рубки деревьев, просто сжигали, – делится Андрей. – Мне такой подход к утилизации не понравился, и я захотел найти новое применение древесным отходам. Школьная учительница Татьяна Лашакова подвела меня к мысли, что кору можно использовать в качестве сорбента, и я зацепился за эту идею. Однако, когда озвучил её своему руководителю проекта в технопарке, Дмитрий Давидович объяснил мне невозможность использования непосредственно коры в качестве сорбента, ведь она имеет очень низкую сорбционную способность. Взамен он предложил стартап-проект по получению активированного угля, который является одним из самых лучших сорбентов. Такой продукт можно использовать для очистки сточных вод и воздуха от различных неорганических, органических веществ и радионуклидов, а также в медицине и ликёро-водочной промышленности для очистки спиртосодержащих продуктов.

Экспертный совет, оценивающий итоговые проекты джуниоров, назвал работу Андрея одной из лучших. Дмитрий Гриншпан предложил учащемуся не останавливаться на достигнутом и продолжить обучение дистанционно.


– С научным руководителем я разбирал теоретические аспекты работы по телефону и через интернет. Дмитрий Давидович внёс исключительный вклад в развитие проекта, без его участия достичь имеющихся результатов было бы невозможно, – признаётся Андрей. – Для осуществления экспериментальной работы я несколько раз в месяц приезжал в Минск на химфак БГУ, где исследовал активированный уголь. Также во время визитов в столицу выступал перед новыми сменами в Детском технопарке и проводил мастер-класс. И этот опыт оказался бесценен.

  • Джуниор-программист  – это специалист с минимальным опытом, у которого есть перспективы в развитии.

* * *

Национальный детский технопарк находится в начале своего пути, активно развивается и разрастается. В 2022 году планируется построить жилые и учебные здания, увеличить количество образовательных площадок на базе ВУЗов и запустить новые направления – уже в сентябре их будет десять вместо привычных четырёх. А это значит, что стать джуниорами Детского технопарка смогут ещё больше одарённых ребят со всех уголков Республики. В том числе – из Гомеля и области.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N