Цена и качество: в продуктовых магазинах Железнодорожного района провели мониторинг цен
Цены в магазинах нашего города на контроле. Мониторинги относительно соблюдения ценообразования проводятся постоянно, в них принимают участие депутаты.
При администрации Железнодорожного района создана и работает мобильная группа, которая мониторит соблюдение законодательства о торговле в магазинах. В её состав входят представители служб и отделов, профсоюзов, депутаты.
На этот раз в том числе вместе с депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Александром Конопацким были проанализированы цены в продуктовых магазинах Железнодорожного района, а заодно промониторено, как здесь соблюдаются социальные стандарты.
Как правило, в магазинах могут быть неправильно оформлены ценники или они отсутствуют, нет информации для потребителя, не маркируются товары, реализуются с истекшими сроками годности и другое. Поэтому в торговых объектах смотрят соблюдение законодательства о торговле и ценообразовании. Кроме того, должен соблюдаться перечень социально значимых товаров для обязательного наличия в магазинах: товары первой необходимости, в том числе овощи и фрукты, должны быть в продаже.
Так, в ходе визуального осмотра в магазине «Дионис» по проспекту Космонавтов было обращено внимание на заполнение стенда для покупателей, в том числе наличие Закона «О защите прав потребителей». Здесь вся необходимая информация была доступна. Кроме того, на выходе из торгового объекта установлены поверенные весы, чтобы каждый мог проверить вес и стоимость товара.
Как было отмечено, в «Дионисе» есть в ассортименте социально значимые товары по различным ценам. Например, поставки белокочанной капусты, моркови и лука осуществляет фермерское хозяйство. Поэтому и цена соответствующая. Кило репчатого лука - 1,34 рубля, капусты – 88 копеек, моркови – 1,40 рубля, картофеля – 71 копейка.
Определён перечень предельно допустимых торговых надбавок, которые варьируются в зависимости от группы товаров. Директива № 10 «О недопустимости роста цен» соблюдается.
К слову, торговые сети областного центра проводят определённую работу по недопущению повышения цен. Для этого, например, ищут выгодных поставщиков, в магазинах наращивают товарооборот.
Так, в «Дионисе» некоторые позиции мясной продукции дешевле, чем в других торговых сетях, потому что работает собственный производственный цех и на прилавках свежая продукция ежедневно обновляется. А хорошие продажи влияют на формирование стоимости, которую видит потребитель на прилавках. И как отметили сами покупатели, что касается мясной продукции, то для них важнее её качество, а не стоимость.
- Обычно покупаю продукты в разных магазинах. В них дни и те же продукты стоят по-разному, но качество фруктов, овощей и мяса для меня приоритетнее. В этом случае цена не столь важна. Я отдаю предпочтение качественному товару, - призналась пенсионерка Лидия Михайловна.
В магазине представлена молочная и хлебобулочная продукция, причём собственного производства. Торговая сеть предлагает свои полуфабрикаты, салаты, гарниры, суши, курицу-гриль, торты, выпечку, сладости и так далее. Также присутствует бесплатная упаковка – пакеты и контейнеры. Спрос на товары изучается и на прилавках свежие хлебобулочные изделия. Как правило, покупатели предпочитают хлеб «Железнодорожный», а молочную продукцию чаще выбирают от Гродненского, Минского, Рогачёвского производителей.
Что касается овощей и фруктов, то они свежие, без признаков порчи, аккуратно разложены. Как выяснилось, для покупателей это тоже важно.
- Покупатель я не требовательный, но выбираю качественные продукты, особенно фрукты, - поделилась мнением постоянный покупатель Альбина Петровна. – Важно, чтобы в магазине было всё: хлеб, масло, молоко, овощи.
В магазине «Евроопт» по проспекту Космонавтов тоже реализуется продукция собственного производства. Здесь на все изделия установлены ценники, соблюдался температурный режим. В холодильнике нет остатков продукции. Как пояснили, при их наличии их изымают из продажи обратно, так как должны соблюдаться сроки годности. Например, для мясного фарша – это шесть дней, а для куриной грудинки – 36 часов.
Недочётов не было и в плане информационного обеспечения потребителей.
– В целом ассортиментный перечень в магазинах района на уровне. В этом плюс, так как у покупателей с различными пожеланиями и возможностями есть выбор. Смогут наполнить для себя продуктовую корзину и бабушка со средней пенсией, и молодая семья, и студент, и рабочий предприятия. В преддверии праздников и в обычные дни в продаже имеется всё необходимое: и продукты питания, и товары повседневного спроса, и социально значимые товары, – подчеркнул Александр Конопацкий. – Главное – нет необоснованного превышения цен, торговля осуществляется в рамках законодательства.
На основные социально значимые товары цены в среднем одинаковые. Есть торговые объекты, где цены на хлеб, молоко, кефир идентичные, но на продукцию собственного производства они отличаются на 10-15 процентов. Общаясь с покупателями, мы получили обратную связь. Есть мнение, что не всегда люди выбирают дешевые товары. Мы продолжаем мониторинги не только крупных торговых магазинов, но и шаговой доступности.
К слову, мониторинг магазинов проводится для обеспечения прозрачности и справедливости на рынке, защиты интересов потребителей и обеспечения эффективной работы торговых предприятий. Мониторинг позволяет отслеживать изменения в ценах, изучать общественное мнение и получить обратную связь от избирателей округа. Потребителям же это даёт возможность сравнить цены в разных магазинах и выбрать наиболее выгодное предложение
Автор фото: Светлана Тягунова