"В роддоме не могут работать безразличные люди": о буднях заведующей отделением патологии беременности ГОКБ Елены Должевской | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
11:00 20 Июня 2022 Общество 2004

"В роддоме не могут работать безразличные люди": о буднях заведующей отделением патологии беременности ГОКБ Елены Должевской

За те двадцать минут, что мы общаемся, сидя в кабинете, телефон заведующей отделением патологии беременности Гомельской областной клинической больницы Елены Должевской звонит трижды. И каждый раз она отвечает. Не может не ответить, такая уж работа. Вечное напряжение, бессонные ночи, невероятная ответственность на одной чаше весов и тихая радость на другой. Радость от того, что каждый день соприкасаешься с чудом – рождением ребёнка. И знаете, что самое удивительное? Вторая чаша всегда перевешивает...

Знала уже в четыре года. 

Как люди приходят в медицину? У каждого свой путь. Кто-то идёт по стопам предков и продолжает врачебную династию, а кто-то становится первопроходцем и, возможно, только её начинает.

– В моей семье медработников нет. Я пока единственная, – смеётся Елена Сергеевна. – Причём, по словам родных, с профессией определились уже в четыре года. Села и сказала: буду доктором. 

Во время обучения в школе эти мысли то приходили, то уходили, но после одиннадцати классов девушка подала документы в Бобруйское медицинское училище на специальность «фельдшер-акушер». 

– Мне просто хотелось помогать людям, поэтому, если честно, планов на дальнейшее обучение и поступление в университет не было, – признаётся собеседница. – Но после того, как я впервые увидела рождение ребёнка, поняла, что хочу в институт. Вот оно, то самое, с чем хочу связать жизнь.

В 2001-м Елена стала студенткой Гомельского государственного медицинского университета. Окончила его с красным дипломом. Наверное, когда человек находит свою дорогу, результат действительно не заставляет себя ждать. 

– На интернатуру меня направили в Гомельскую областную клиническую больницу. Затем были четыре года работы в Жлобинской центральной районной больнице и в 2012-м возвращение в ГОКБ в качестве врача родового отделения, – вспоминает Елена Должевская. – Можно сказать, что здесь я прошла все ступени. Успела потрудиться во всех отделениях роддома и вот сейчас возглавляю одно из них. 

  • ФАКТ. За год через отделение проходят 1700–2200 беременных.


«Это непередаваемо. Каждый раз». 

Отделение патологии беременности, рассчитанное на 40 коек, работает как перинатальный центр третьего уровня. Со всей области сюда госпитализируются пациентки с состояниями, осложняющими беременность, либо нуждающиеся в плановом кесаревом сечении. Также в отделение поступают пациентки высокого риска из Гомеля.

Безусловно, любой человек, оказавшийся в больнице, испытывает сильный стресс. Что уж говорить о будущих мамах? Поэтому без особого подхода со стороны медработников здесь не обойтись. 

– Мне кажется, в роддоме не могут работать безразличные люди. Только фанаты своего дела, – уверена заведующая. – У нас замечательный коллектив. Кто-то трудится уже по двадцать лет, кто-то наоборот – новичок, но все очень добрые и отзывчивые, умеющие разговаривать. И когда женщина чувствует, что к ней хорошо относятся, она доверяет. А там, где есть доверие, всё получается.

Говорят, человек привыкает ко всему. Но, видимо, всё же есть на земле вещи, к которым привыкнуть невозможно. Уж слишком они невероятные.

– Да, рождение ребёнка – это чудо. Каждый раз. Это просто непередаваемо, – улыбается врач. – Как бы сложно ни было, каким бы трудным ни выдалось дежурство, этот момент всегда особенный. И когда наши мамочки, такие красивые, со свёрточками в руках, выписываются, иногда даже не можешь сдержать слёз. Невероятно трогательно. Но потом нужно собраться и идти работать дальше. 

За годы практики специалист повидала многое. Причём, конечно же, чаще всего в память врезаются самые трудные случаи. Но в преддверии праздника не хочется говорить о грустном. Хочется вспоминать хорошее. 

– Мне всегда нравится принимать двойни. Один малыш появился на свет, за ним второй… Есть в этом что-то удивительное, – делится мыслями доктор. – Однажды дежурила 1 января. И не поверите, приняли девять родов! В их числе и двойня. Вышли из отделения на следующее утро и смеёмся с девочками – ударно поработали! 


  • Прежде чем идти в медицину, нужно постараться понять, хочешь ты этого или нет. Не слушать родителей, общество, опираться только на себя. Некоторые выбирают  медицинский потому, что это престижно. Ребята надеются, что после получения диплома будут просто ходить в красивом чистеньком белом халате. Нет, так не получится. Медицина – это тяжело. Многие отсеиваются уже на первом курсе университета. И я считаю, что люди, которые могут вовремя уйти, – это сильные люди. Гораздо хуже отучиться шесть лет и пойти к пациентам, не имея никакого желания помогать. Елена Должевская

Головой понимаешь: сделали всё, что могли. 

Бывает ли врачам страшно? Конечно, бывает. Хоть мы и считаем их всемогущими и всезнающими. Причём какой парадокс: чем дольше они работают, тем чаще это чувство накатывает. 

– С годами больше знаешь, видишь, понимаешь. Начинаешь задавать себе больше вопросов и искать на них ответы. Иногда находишь, иногда – нет, – признаётся Елена Должевская. – Знаете, наша работа ведь не заканчивается, когда переступаешь порог отделения. Мысли крутятся в голове постоянно. Днём и ночью, на выходных. Но даже не это самое сложное. Гораздо сложнее принять ситуацию, когда что-то идёт не так, как хотелось. Когда возникают проблемы, которые невозможно было предвидеть. И вроде головой понимаешь: сделали всё, что могли. Но внутри всё равно появляется это гнетущее чувство. 

После таких моментов обязательно нужно переключиться, отвлечься и отдохнуть. Поговорить с кем-то. В противном случае начинает подкрадываться пресловутое выгорание, а для медработника хуже этого не придумаешь: общение с пациентами не приемлет равнодушия. 

Профессия врача ценилась во все времена, но в 2020-м, когда пришёл COVID-19, она будто поднялась ещё на ступеньку выше. Слово «человеколюбие» зазвучало по-новому. 

– Конечно, вначале была паника. Мало что знали и понимали. Но со временем работа наладилась, – вспоминает заведующая. – Наверное, к счастью, но мы всегда были чистой зоной. Да, периодически попадали пациентки с коронавирусной инфекцией, в ПЧК походить пришлось, но наше отделение, как и весь роддом, не перепрофилировали. По большому счёту эти два года отразились на нас только в плане увеличения пациенток. 

  • – Бах – и у тебя в руках человек. Это непередаваемое ощущение. И тут же мама говорит: «Это наш Давид» или «Это наша Соня». В такие минуты испытываешь невероятное удовольствие.
Искать баланс. 

Академик Бехтерев говорил: «Если больному не стало легче после разговора с врачом, значит, это плохой врач». Общение с пациентами – настоящее искусство, которым овладеваешь со временем. 

– Всё приходит с опытом. Ты учишься разговаривать с людьми, учишься их слышать и понимать. Конечно, бывает, когда пациент грубит, огрызается, но ведь ему плохо. Поэтому переступаешь через свои обиды и продолжаешь помогать, – делится мыслями Елена Сергеевна. – А ещё в роддоме своя специфика. Да, к нам поступают беременные с различными заболеваниями, но все они приходят в ожидании чуда, в предвкушении. Так что работа здесь очень благодарная. 

  • – Самое большое счастье в том, чтобы близкие были рядом, здоровы, чтобы у них всё было хорошо. Вот что я загадываю на каждый Новый год, – рассказывает Елена Должевская.

Когда же выдаётся свободное время, врач старается перезагрузиться. Раньше Елена Должевская много путешествовала, объездила всю Европу. Но COVID-19 перечеркнул планы. 

– Сейчас только релакс на даче, – смеётся заведующая. – Ещё очень люблю лес. Грибы, ягоды, птицы поют – всё это даёт мозгу отдохнуть. Конечно, если погружаться в медицину полностью, праздники, выходные, встречи с друзьями и близкими зачастую отходят на второй план. Но я стараюсь сочетать эти части моей жизни. Стараюсь искать баланс, чтобы не выгореть. Потому что врач, потерявший желание работать, просто не сможет помогать.



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N