Жажда «лайков»: психолог рассказала, как побороть интернет-зависимость у подростков | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Карина Тимофеева Карина Тимофеева Автор текста
16:17 08 Апреля 2020 Общество

Жажда «лайков»: психолог рассказала, как побороть интернет-зависимость у подростков

Роль Всемирной паутины в нашей жизни неоднозначна. Виртуальное пространство ежедневно ловит в свои сети новых игроков, способных участвовать в сражениях, гонках или квестах. Хорошо, когда эти увлечения  занимают незначительную часть жизни человека. Впрочем, наряду с  очевидной пользой у Сети появилась и обратная сторона медали. О ней корреспондент «В» поговорила с психологом филиала № 6 Гомельской городской детской клинической поликлиники Светланой МАСЛЮКОВОЙ.


Реальность на вес золота.

Общение онлайн постепенно вытесняет реальное взаимодействие между людьми, а доступность игр обернулась  зависимостью от компьютера. Возможность примерить на себя виртуальный образ уверенно стирает грань между жизнью и реальностью. Однако погоня за редким кадром для публикации в социальных сетях не только связана с риском для жизни, но и превратилась в один из опасных видов сетевой зависимости, уверена Светлана Маслюкова.

– Влиянию интернета наиболее подвержены именно подростки. В период формирования жизненной позиции, стремлений, ценностей и приоритетов ребёнок старается «нащупать» своё – конкретную деятельность, интерес, с которым свяжет свою дальнейшую жизнь. На данном этапе также укрепляются и фундаментальные качества мировоззрения, а важной особенностью возраста становится своеобразное чувство взрослости. Другими словами, подросток хочет, чтобы взрослые – родители, учителя, наставники – относились к нему, как к равному, видели в нём личность, считались с его позицией. Как правило, юноши и девушки болезненно воспринимают любой контроль, называя его излишней, нездоровой опекой, а в приоритете у представителя поколения next появляется особый пункт – стремление к тому, чтобы окружающие признали его заслуги. Поэтому сгладить подростковую нестабильность поможет здоровая атмосфера в семье, где каждый будет чувствовать себя комфортно, – подчеркнула специалист.

По её словам, сложности в общении с ребёнком могут возникнуть на фоне неразрешённых семейных проблем, напряжённого психологического климата, отсутствия реального внимания и заботы со стороны родителей. Так или иначе, отрешённость взрослых и заинтересованность подростком только на уровне «Что ел? Уроки сделал? Взял сменку?» в конечном счёте может сыграть злую шутку, итогом которой станет бегство от действительности при помощи единственного «друга» – компьютера.

– Любые сложности во взаимоотношениях с родителями нередко приводят к тому, что ребёнок начинает сомневаться в своей нужности для отца или матери. Именно  в таких ситуациях поддержку и отвлечённость от повседневной жизни подросток ищет в виртуальном пространстве. К сожалению, у юношей и девушек зависимость развивается стремительно. Особенно к такому состоянию склонны ребята мнительные, эмоционально нестабильные, имеющие трудности в учёбе и общении со сверстниками. Важно, что при сетевой зависимости у подростка снижается самооценка, угасает интерес к любимым занятиям, увлечениям.

Как отметила Светлана Маслюкова, стремление к жизни онлайн проявляется сразу в нескольких аспектах. Ребёнок становится замкнутым, всё реже выходит на улицу и большую часть времени проводит у монитора. В этом случае ситуацию не исправит и перерезанный интернет-кабель, уверена психолог. Радикальные меры не принесут ожидаемого результата, а подавленность и апатия у подростка только усилятся. 

– Нередко живущие в Сети не соблюдают привычный режим дня, испытывают трудности с обучением из-за невнимательности и отсутствия живого интереса. Любые попытки указать подростку на зависимость, на изменения, происходящие в его жизни, не просто воспринимаются в штыки, но и вызывают агрессию, отрицание.

А вы знали?
Интернет-зависимость как самостоятельную форму недуга выделили в 1995 году – примерно через четыре года после того, как Сеть стала общедоступной. В ходе многочисленных исследований выяснилось, что у людей, не способных обходиться без интернета, нарушены проводящие пути между зонами мозга, которые отвечают за формирование эмоций, принятие решений, а также концентрацию внимания. К слову, у зависимых от алкоголя и наркотиков наблюдаются схожие процессы.


Помимо опасностей, которые несут технологии сами по себе, нельзя забывать и про людей, стремящихся извлечь онлайн-выгоду. Жестокий и провокационный контент, шантаж и мошенничество, возможность стать жертвой кибербуллинга – всё это типичные риски, с которыми дети нередко сталкиваются в Сети.


Не зависни. 

По словам специалиста, предупредить бегство от реальности поможет пример взрослых, их авторитет, внимание и забота.

– Родителям важно изменить собственный образ жизни, сократить пребывание в виртуальном пространстве, свести к минимуму использование смартфонов, планшетов и других гаджетов, которые никогда не смогут заменить живое общение, неподдельные эмоции и участие. С подростком обязательно нужно найти общий язык, чтобы совместно обсуждать его пребывание в социальных сетях, цели, которые он преследует в интернете. Кроме того, необходимо организовать досуг школьника таким образом, чтобы раз за разом его не тянуло проверять свою страничку в социальных сетях, собирать «лайки» и комментировать фото коллег «по цеху». В этом могут помочь семейные увлечения, совместные походы в театр, выезды на природу.

Светлана Маслюкова также посоветовала вообще не привлекать малышей к компьютеру. По её мнению, будет в разы полезнее заполнить свободное время любимого чада подвижными и настольными играми, чтением, рисованием.

– Закрепить грамотное поведение в Сети помогут условия, своего рода договорённости между родителями и ребёнком. В дошкольном возрасте малыш должен проводить у монитора не более 20 минут. Вместе можно посмотреть хороший мульфильм или посетить детские информационно-развлекательные сайты. Не рекомендую располагать компьютер в комнате ребёнка. Лучше, если он будет находиться в гостиной – этот приём позволит контролировать продолжительность пребывания домочадцев в виртуальном пространстве. Важно научить малыша пользоваться Сетью в случае реальной необходимости, например, чтобы найти важную информацию для подготовки домашнего задания, узнать расписание кружков и так далее. Обучайте детей основам онлайн-безопасности. В зависимости от возраста используйте разные способы – книги, игры, мультфильмы, беседы, чтобы рассказать, с чем можно столкнуться в интернете. Особую опасность таят в себе не только компьютерные вирусы, но и различные мошеннические схемы, деструктивные сообщества, кибербуллинг – травля подростков в социальных сетях. Объясните ребёнку, что нельзя отмечать номер своего телефона на личной страничке или выставлять другие данные на всеобщее обозрение, скачивать музыку или игры на подозрительных сайтах, добавлять в друзья незнакомцев.

Также специалист обратила внимание, что преодоление интернет-зависимости – процесс достаточно длительный, поскольку эта проблема возникает именно в той семье, где изначально по различным глубинным причинам подорван авторитет родителей. 


– Винить подростка в безудержной тяге к «лайкам» нельзя. Ведь зачастую ребёнок чувствует недостаток внимания, общения, поддержки и пытается интуитивно восполнить эти эмоциональные пробелы. Именно в такой ситуации под рукой и оказывается компьютер – умный помощник, но фальшивый друг. При грамотном подходе интернет – прекрасный обучающий элемент, инструмент для наблюдения за развитием и проблемными зонами ребёнка. Но без контроля ситуация легко скатывается в хаос. У детей зависимость формируется быстрее, чем у взрослых. Подростковая психика податливее, виртуальный мир быстро становится для представителей поколения next более комфортным, чем реальность, в которой надо слушаться родителей, ходить в школу и подчиняться скучным правилам. Если упустить момент, вытащить сына или дочь из киберпространства без помощи психологов или даже психиатров окажется невозможно, – предупредила Светлана Маслюкова. – Не думаю, что родителям удастся установить полный запрет на цифровые устройства, ведь сегодня учебный процесс неотделим от планшетов и ноутбуков. Поэтому важно, чтобы ребята научились пользоваться ими с умом. Нужно понимать, что табу на Сеть в большинстве случаев не решит проблему. Прежде всего родителям необходимо осознать, почему их ребёнок бежит от реальности.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N