Денис Фазулов: о начале карьеры, тонкостях турецкого чемпионата и переезде в Гомель
Знакомимся с новичком волейбольного клуба «Энергия».
– Денис, насколько я знаю, свою спортивную карьеру ты начинал в Ижевске?
– Да, заниматься я начал благодаря маме и папе. Родители у меня спортсмены. Я фактически жил в зале, начал заниматься ещё в школе. Причём разными видами спорта: баскетболом, волейболом, настольным теннисом, дзюдо. Ставил себе цель играть лучше, чем папа. Стремился к этому.
– Я так понимаю, родители и были твоими первыми наставниками в спорте?
– Первое время да. Уже позже к моим тренировкам подключился преподаватель физической культуры. Сперва я больше баскетболом увлекался. Совмещал с волейболом. Тренировался каждый день. Когда стал постарше, в 2007 году родители решили отдать меня в спортивную школу. Мы тогда жили в 100 километрах от Ижевска. Я поехал на просмотр, понравился тренерам, они взяли меня в ДЮСШ. Во время летних каникул переезжал в Ижевск, чтобы заниматься. В учебное время приходилось преодолевать большие расстояния. Уже позже я поступил в техникум, учился, занимался в секции волейбола. Играл за техникум и университет. В вузе тогда формировалась команда, в которой я и начал профессиональную карьеру. Тренер Андрей Чирков стал мне вторым отцом. Мы до сих пор поддерживаем с ним связь. Он поверил в меня и очень помог в жизни.
– В 2018 году ты резко решил поменять российский чемпионат на турецкий. Почему?
– Незадолго до этого меня пригласили в команду ИжГТУ. Мы не нашли общего языка с тренером. В это время я просто сидел на скамейке. Решил уйти. Искал, в каких чемпионатах и турнирах можно поддерживать форму. Играл в чемпионате среди военных, поскольку служил по контракту. Становился даже чемпионом спартакиады Вооружённых Сил России. Далее был период игры за предприятие «Татнефть». После мы решили уехать за границу. Даже не с целью играть – просто с семьёй запаковали чемоданы и уехали. На то были серьёзные причины.
– Какие?
– Пока об этом не готов сказать. Это лично мои сложности.
– Почему именно Турция? Были какие-то предложения?
– Нет, никаких предложений не было. Просто хотели уехать. Первоначально с супругой, которая была в положении, рассматривали Кипр. Позже, посмотрев множество роликов на Youtube, остановились на Турции. Всё же это более бюджетная страна. По финансам нас устраивала. В Турции у нас не было друзей. Мы даже квартиру заранее не бронировали.
Интересное путешествие вышло. В доверху гружёном вещами автомобиле доехали (включая отдых) примерно за шесть дней. Выбирали точку на юге, поскольку там теплее. По приезде были трудности: все вывески на турецком. Благо жена хорошо владела английским, нам удалось найти жильё.
Уже через неделю я начал ходить тренироваться на пляж. В это время там занималась местная команда. Попросил потренироваться вместе. На следующий день провёл с ними ещё одну тренировку. После приехал их менеджер, решил на меня посмотреть. Так я попал в команду первой турецкой лиги «Алания Беледиеспор». С самого начала поразило отношение турков. У них человек и человеческие отношения на первом месте, тебя там уважают. Очень любят турки детей. Когда у меня сын родился, ребята пришли всей командой, поздравляли. Или ещё один пример. Уже после выписки из роддома, мы пошли гулять. Зашли в кафе, позже я уехал на тренировку. Официант предложил жене посидеть с ребёнком, чтобы она спокойно попила кофе. Подобное у нас просто не встретишь. Там совершенно другой менталитет.
– Расскажи более подробно про игру в чемпионате.
– Первая моя команда была неплохо укомплектована. С четвёртого места мы вышли в плей-офф, что было крайне тяжело. Несмотря на хорошие условия и невероятную атмосферу, первое время всё же было трудно из-за незнания языка. У нас был русский врач, который одновременно был для меня переводчиком, но всё равно это не то. И подставы различные были…
– В каком смысле?
– Когда ты приходишь в профессиональную команду, ты занимаешь чьё-то место. Нужно понимать, что это борьба и за попадание в основной состав нужно бороться. Пришёл я в команду как доигровщик. А на этой позиции был сильный игрок – турок. Он сейчас играет в суперлиге. Тренер мне предложил роль диагонального. Получается, на этой позиции я занял место капитана команды. Его и ещё нескольких игроков в команду привёл один из тренеров. Видимо, какие-то свои интересы были.
В один из дней в Аланию приехали волейболисты-пляжники из «Динамо». У меня там есть друзья. Решил с ребёнком прогуляться на пляж. Чтобы вы понимали, у меня в контракте был пункт о том, что я не могу заниматься никакими видами спорта в свободное время. Даже в пляжник не могу играть вне команды. Всё это сделано, чтобы обезопасить игроков от случайных травм.
В это время тренер послал на пляж капитана, который снял видео моей игры с ребёнком в мяч. После этого мне позвонил директор клуба и сказал, что я уволен. Приехал в офис, мне показали это видео. Я сказал, что это просто смешно, и уехал. Уже на следующий день директор вновь позвонил мне, извинился. Мы отыграли ещё полсезона, после чего игроков, приведённых в команду тем тренером, выгнали.
– Помимо языкового барьера, с какими ещё сложностями столкнулся в Турции?
– Они были в плоскости эмоций. Турецкий менталитет сильно отличается. Турки очень ярко и даже яростно болеют. Первую встречу на выезде выиграли, я подошёл поаплодировать трибунам за поддержку, а в ответ мне прилетела бутылка. Тот факт, что ты обыграл их команду, равен личному оскорблению. Нас быстро увели в подтрибунное помещение. На игры в Турции всегда собирается полный зал. От этой поддержки первое время просто мандраж. Поэтому в первый сезон было очень тяжело. Нужно было учиться играть при полных трибунах. Но только в Турции я понял, как важно играть со зрителями. Это подпитка, энергия. Болельщики – это главные судьи всей твоей игры.
– В сезоне 19/20 ты сменил клубную прописку.
– Да, в этом сезоне я перешёл в клуб суперлиги (Efeler Ligi) «Афьон Бельдие». Это классный клуб, сформированный на хорошей базе. Он базируется в центральной Турции. В нём всё было сделано для спортсменов и их семей. Тебе только оставалось тренироваться и играть. Нравился тренер – он только закончил игровую карьеру и напоминал моего первого тренера Андрея Чиркова. Мне нравились его эмоции, как он переживал за результат.
БЛИЦ:
– Активный отдых в твоём понимании – это…
– Прогулка, посещение боулинга, кино, бассейна, хоккея, общение в компании, поход в музей. Я, кстати, ходил в Гомельский музей военной славы. Мне очень понравилось, даже удалось посидеть в кабине самолёта.
– Если не волейбол, то...
– Хоккей. Очень любил его в детстве. Был даже интересный случай. Папа меня поставил на коньки в пять лет. Тогда на валенки двухполозные коньки навязал, научил стоять на них, кататься. Мне настолько понравилось, что я катался без перерыва шесть часов. С утра нужно было идти в садик, а я встать с кровати не могу. Мама понесла меня в больницу. Спазмы: до такой степени были «забиты» ноги, что не мог ходить.
– Команда мечты, где хотел бы играть?
– Когда я играл в Турции, мне очень нравилась команда из Измира. Зал, арена, болельщики – вся атмосфера очень крутая. Да и сам город классный.
– А чемпионат?
– Может быть, и хотелось поиграть в том же «Зените», но нужно адекватно оценивать свои силы.
– Любимый жанр фильмов?
– Много разных фильмов нравится. Смотрю комедии, спортивные, мотивационные фильмы. Также сериалы. Недавно пересмотрел «Друзей», «Кухню».
– Любимая книга?
– Сложно сказать. «Гарри Поттера» я все книги прочёл. Мне нравился.
– А музыка?
– Вся музыка нравится. Мой трек-лист – от Лепса до Моргенштерна.
– Турецкая, белорусская или русская кухня?
– Турецкая. Мне она больше нравится. Из белорусской успел попробовать драники, клёцки. Просто мне турецкие продукты нравятся больше. По сути, в Турции мы с семьёй перешли на «траву». Не отказываемся полностью от мяса, но больше предпочитаем зелень, сыры.
- После «Афьона» у тебя был этап игры в пляжный волейбол.
- Сезон 20/21 мой агент, мягко говоря, профукал. Я отлично отыграл в «Афьоне», были возможности продолжить карьеру в хорошем клубе. Агент обещал, что проблем с этим не будет. А в пандемийное время, на самом деле, найти хорошую команду – большая проблема. В итоге, команды турецкой суперлиги уже сформированы, заканчивают формироваться клубы первой лиги. По связям агента, который в своё время был тренером сборной Турции, нашли мне клуб первой лиги, оформили трансфер. Около месяца я в нём тренировался, а после команда не смогла заплатить взнос в федерацию. Начались задержки по зарплате. Мне это не понравилось, у меня семья, мне нужно их содержать. Пришлось разорвать контракт. Полсезона я отыграл в пляжный волейбол. Этим летом я также отыграл сезон в Pro liga. Параллельно работал в агентстве недвижимости.
– Были успехи в пляжнике?
– Первый год мы довольно неплохо отыграли в паре с иранцем – бывшим напарником по «Алании». А во втором сезоне я играл с парнем из Украины – Максимом. Реально получал удовольствие от того, что я понимаю партнёра, могу с ним говорить по-русски. Да и эмоционально мы были похожи. На клубном чемпионате завоёвывали второе, третье места.
– Как поступило предложение от «Энергии» и как ты решился на переезд?
– Андрей Зубков дал мой номер Роману Юрьевичу (Аплевичу. – Прим. авт.) Он мне позвонил, рассказал о команде, о целях. Я принял решение. Сразу после приезда в Беларусь почувствовал, что волейбол здесь отличается от зарубежного. Здесь более силовая, скоростная игра.
– Семья переехала с тобой?
– Нет, они остались в Турции. В Алании у них созданы все условия. Может, после Нового года приедут.
– С «Энергией» ты уже успел поучаствовать в довольно скоротечном турнире – Кубке страны. Как оценишь выступление команды? Многие считали, что турнирная сетка финала четырёх благоволила «Энергии».
– Мы были готовы бороться за более высокие места. Многие говорили, что жребий – это действительно подарок судьбы, который давал возможность побороться за первые два места. Думаю, что с «Марко» мы просто эмоционально перегорели. В голове сидела постоянная боязнь ошибок. Мы серьёзно настраивались на эту игру. Но в нужный момент, возможно, не хватило раскрепощения. Может, психологическое давление сказалось, может, то, что некоторые игроки температурили за несколько дней до игры. Однозначного ответа не могу найти.
– Чего ожидаешь от нынешнего сезона в чемпионате?
– В белорусском чемпионате все команды по-своему интересны. Никто тебе просто так очки не отдаст. Везде нужно бороться и проявлять характер. Из-за этого чемпионат смотрится, очень конкурентный. Но мы будем бороться за самые высокие места.
– Чем ты занимаешься в свободное время?
– Моё хобби – это работа. Я параллельно продолжаю заниматься продажей недвижимости в Турции. Также регулярно стараюсь делать разборы собственной игры. Пересматриваю матчи со своим участием. Всегда нужно давать оценку своей игре, посмотрев на неё со стороны. Также люблю гулять. Так я практически весь Гомель изучил. Нравятся здесь центральный парк, площадь.
– Более молодое поколение волейболистов предпочитает компьютерные игры… А ты?
– У меня немного другое детство было. Практически всё свободное время я провёл на улице. У меня был компьютер, но я не сидел в нём. Я не любитель видеоигр. Мне просто жалко тратить на них время. Тем более, мало времени остаётся для того, чтобы реализовать себя в спорте. Мне вот скоро 30 лет и неизвестно, смогу я играть завтра или нет. В нынешнее время очень тяжело найти себе хорошую команду. Я очень рад, что Роман Юрьевич дал мне такую возможность. Я получаю огромное удовольствие от игры.
- Помимо парка, где ещё любишь гулять?
- Много где. Изучаю город, в том числе и посредством общественного транспорта. Даже курьёзный случай был с троллейбусным компостером. На автобусе пару раз в парк из Волотовы катался. Один раз решил проехать на троллейбусе. Сел, смотрю: нет кондуктора. Думаю, ладно, в Турции их тоже нет. Все обилечиваются у водителя. Увидел, что одна женщина покупает билет. Сделал так же. На остановке, где я вышел, стоит контролёр. Спрашивает: «У Вас есть билет?». Отвечаю: «Да, а у Вас?» Она отвечает: «Не смешно!» (смеётся). Протягиваю ей талон, она мне говорит: «Вы его не отбили». Я: «В смысле, не отбил. Как я его должен был отбить? QR-code считать?» Она: «Нет, в компостере отбить». Я когда-то пользовался такими штуками, но давно уже забыл, что это такое. В общем, повела меня составлять протокол. А ей всё пытаюсь объяснить, что я иностранец, мне никто не объяснил, как правильно пользоваться всем этим. Могли бы на первый раз и простить. В итоге от штрафа я отделался. Пришлось купить у неё пять билетов (смеётся).