Вековая история: Гомельская санитарно-эпидемиологическая служба празднует своё 100-летие | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
11:00 27 Октября 2022 Общество

Вековая история: Гомельская санитарно-эпидемиологическая служба празднует своё 100-летие

На первый взгляд может показаться, что их работа рутинна и даже немного скучна. Но стоит приглядеться, и увидите такое, от чего побегут мурашки. Если бы об этих специалистах снимали фильм, получилась бы удивительная история о преданности делу и истинному служению другим. Ведь именно они боролись с оспой и дизентерией, трудились в тылу и на фронте, участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, первыми встретили COVID-19… Эти люди не привыкли к публичности да и навряд ли жаждут славы, просто день за днём выполняют свою работу, без которой невозможно представить жизнь современного общества. В этом году Гомельской санитарно-эпидемиологической службе исполняется 100 лет.

Санитарный транспорт. 1960-е годы.

В условиях антисанитарии. 

Что ж, изначально создание санэпидслужбы задумывалось в Могилёвской губернии. Однако обстоятельства сложились таким образом, что воплотить задуманное удалось именно на гомельской земле. Причём главную роль сыграл человеческий фактор. Видный организатор санитарного дела и здравоохранения Беларуси Константин Кононович сумел создать единое специализированное учреждение – Гомельскую санитарную станцию. Разместили её в стенах бывшей больницы приказа общественного призрения, помещения которой были полностью отремонтированы. На момент открытия – в апреле 1922 года – в состав санстанции входили химико-бактериологическая лаборатория, стационарный дезинфекционный пункт, изоляционная квартира на десять коек, прививочный пункт и специальный дезинфекционный транспорт. 

В первое десятилетие, конечно, пришлось нелегко. Сотрудники учреждения работали в тяжелейших условиях антисанитарии. Тем не менее результаты были поистине впечатляющими. Так, широко велась борьба с малярией, удалось наладить производство вакцины против оспы, а в 1923 году даже была сконструирована первая передвижная разборная дезкамера «Ливмар-1». Кроме того, именно Гомельская санстанция первой смогла начать дифференцированное обслуживание населения по отдельным специальностям санитарного дела: пищевой, коммунальной, школьной гигиене. 

Поскольку кадров не хватало, да и в сельских районах практически отсутствовала необходимая материально-техническая база, в 30-х годах Гомельская санэпидстанция была реорганизована в межрайонную, за которой закрепили восемь сельских районов. Штат, соответственно, расширили, создали постоянно действующие отряды: два противоэпидемических, дезинфекционные и прививочные. В распоряжение врачей поступила и новая передвижная спецтехника.


Полностью уничтожена. 

В 1939 году из состава Гомельской санстанции отдельно была выделена городская, а межрайонная получила статус областной. Такие перемены давали большое поле для развития, но в 41-м все планы рухнули, мечты  оборвались. Пришла Великая Отечественная война. Понимая огромную ценность объекта, гитлеровские оккупанты сделали всё, чтобы от учреждения ничего не осталось. Они сожгли помещения и уничтожили материальные ценности. Часть сотрудников санслужбы пришлось перебросить в тыл, другие же пошли на фронт. В их числе и первый заведующий Лев Марголин. 

Наверное, не нужно пояснять, в каких условиях приходилось работать врачам. Ситуация была катастрофическая, да и разве может быть иначе на территории, где ведутся боевые действия? Всплеск острых кишечных заболеваний, паразитарных тифов, многих других инфекционных заболеваний... Конечно, требовались быстрые и решительные меры: формирование санитарных отрядов, открытие инфекционных госпиталей, массовая вакцинация. Во всём этом самое непосредственное участие принимала санэпидслужба. Она выстояла, выдержала, а после освобождения Гомеля, как феникс, начала возрождаться сама. В послевоенное время главным направлением работы по-прежнему оставалась ликвидация последствий, которые принесла с собой Великая Отечественная. 

Исследования в вирусологической лаборатории. 1980-е годы. 
Чернобыль и работа в три смены. 

Следующие сорок лет шла относительно спокойная и даже планомерная деятельность. Служба восстанавливалась, продолжала активно бороться с малярией, дизентерией и тифами. Появились малярийные станции, начала свою работу государственная санинспекция. 

А потом снова вызов. Да такой, который даже представить себе было сложно. Авария на Чернобыльской АЭС. Сотрудники санэпидслужбы снова оказались на передовой. Скажем больше – в очаге. Они проводили замеры, обследовали людей, изучали местность и составляли карты загрязнённых территорий. Только представьте: уже в первые дни после катастрофы на ЧАЭС для обеспечения контроля продуктов и воды удалось организовать 23 радиологические лаборатории. Кадры для них, а это более 270 человек, подготовили на базе нашей санэпидслужбы. Специалисты проводили радиометрический контроль качества продукции круглые сутки. Вплоть до сентября 1986-го на приборах работали в три смены. В 1987-м наконец была утверждена «Схема радиационного контроля», которая упорядочивала функции всех ведомств. 

Санэпидслужба Гомельщины проделала колоссальную работу в деле преодоления последствий аварии на ЧАЭС. Многие сотрудники получили чернобыльские билеты. 

Обработка лабораторной посуды после проведения исследований.  Светлогорская районная СЭС. 1980 год.


  • Гомельская санитарно-эпидемиологическая станция стала первой на территории Советского Союза.


«Мы все ждали своего первого пациента». 

В начале 90-х санэпидстанции переименовали в центры гигиены и эпидемиологии. Этот период характеризовался дальнейшим повышением эффективности радиационного, санитарно-гигиенического и противоэпидемического надзора. Служба училась функционировать уже в отдельном независимом государстве. И нужно отметить, что во многих вопросах она стала настоящим первопроходцем, передавая свой успешный опыт в масштабах всей республики. 

Из последних серьёзных испытаний выделим пандемию коронавирусной инфекции, на какое-то время остановившую нашу привычную жизнь. 

– Я не скажу, что была паника, вовсе нет. Мы готовились, понимали, что нужно делать. Уже были написаны инструкции, но, конечно, в воздухе висела настороженность, – рассказывает главный врач Гомельского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Сергей Белый. – Ковид я встретил в другой области, но, думаю, во всех регионах ситуация была примерно одинаковой. Мы все ждали своего первого пациента. Помню, как вцепились в дальнобойщика с симптомами респираторной инфекции. Выехала вся бригада! Мужчину срочно госпитализировали в инфекционную больницу, всех контактных закрыли по домам, а у пациента ничего не оказалось. COVID-19 не подтвердился, – вспоминает Сергей Александрович. – Когда же действительно зарегистрировали первый случай, нас всех хорошенько встряхнуло, и началась работа… Никто не смотрел на часы, трудились по ночам. Некоторые даже жили на работе. 


Наверное, не будет преувеличением сказать, что эпидемиологи всего мира ждали появления вакцины. Они ведь уже научены. Вакцинация – это их религия, которая не раз помогала победить грозного противника. 

– Когда удалось сформировать нужную иммунную прослойку среди населения, всё резко поменялось. Да, вирус мутировал, но вакцина всё равно сработала. Если сравнивать нынешнюю ситуацию и то, что происходило год назад, это, конечно, небо и земля, – признаётся руководитель. 

  • Санитарно-эпидемиологическая служба области тесно взаимодействует с Гомельским государственным медицинским университетом. В октябре 1993 года в вузе была создана кафедра экологической и профилактической медицины, которая внесла большой вклад в обеспечение санэпидблагополучия нашего населения. Знаковым событием стало открытие в университете медико-профилактического факультета. С апреля 2001 года кафедра приступила к подготовке врачей по специальности «Медико-профилактическое дело» для работы в районах, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС. За годы существования факультета для санитарно-эпидемиологической службы Беларуси было подготовлено 206 специалистов. Среди них немало известных врачей и организаторов здравоохранения, учёных и преподавателей, которые трудятся как в Гомельской области, так и за её пределами.

На субботнике. 1970-е годы.
Впереди – новые задачи. 

И хотя сотрудники санслужбы – это выпускники медицинских вузов, они должны разбираться во всём. Вот такие универсальные солдатики. Только подумайте: в нашей стране в настоящее время действует более 300 санитарных норм и правил, касающихся абсолютно всех сфер жизнедеятельности человека. 

– Знать нам нужно очень много, это правда, – улыбается Сергей Александрович. – К примеру, на любом предприятии мы должно хорошо разбираться в технологии производства, чтобы понимать, будет ли она как-то влиять на человека, нужно ли нам разрабатывать профилактические меры, будь то шумозащита, защита от пыли, электромагнитных излучений. Знаете, направления нашей деятельности связаны со всеми периодами жизни человека: от рождения и до смерти. Гигиена детей и подростков, гигиена труда, эпидемиология, лабораторная служба, которая, к слову, одна из самых мощных в республике, радиационная гигиена, коммунальная и отдел здоровья. Но, опять-таки, мы всегда работаем в связке с кем-то. То есть нельзя просто прийти на предприятие и сказать: замените очистительные фильтры. Нужно объяснить, просчитать, обосновать и каким-то образом стимулировать предприятие для того, чтобы оно само улучшило условия труда. И так по всем направлениям. 

Конечно, в каждом времени свои сложности. На заре становления службы остро ощущался недостаток кадров, не было специализированного оборудования да и условия жизни людей не шли ни в какое сравнение с нынешними. Сейчас всё необходимое есть, но мир постоянно подбрасывает новые задачи, новые вызовы, которые требуют от сотрудников санэпислужбы высочайшего профессионализма и лучших человеческих качеств. 

Коллектив редакции присоединяется ко всем тёплым словам, сказанным в ваш адрес. Если и есть какое-то высшее призвание человеческой души, так это служение другим, что вы и делаете день за днём. Здоровья, сил, терпения на таком непростом пути, и пусть удача всегда будет с вами.


Учения санитарных дружин. 1960-е годы.

  • 1922 год

При санитарной станции имелись: 

Химико-бактериологическая лаборатория с химическими и бактериологическими кабинетами; Дезинфекционное отделение; Изолятор из двух комнат; Пастеровское отделение для изготовления пастеровских прививок; Оспенный телятник для приготовления оспенных прививок; Прививочное отделение из двух комнат; Транспортное отделение для транспортировки заразных больных. Имелось пять лошадей со специальными экипажами (летний, зимний). А также экипажи для перевозки вещей, подлежащих дезинфекции; Убежище постоянного пребывания для лиц, подвергающихся санитарной обработке (рассчитано на 30 человек); Музей санитарного просвещения имени Пирогова. 

В состав санитарно-эпидемиологической организации Гомельской губернии входили: 

25 санитарных врачей, 58 санэпидфельдшеров, 28 дезинфекторов, 23 санитара. 

Среди инфекционных заболеваний зарегистрировано: 

Оспа – 235 случаев (данные за 1923 год), дизентерия – 4277, скарлатина – 2370, малярия – 7605 случаев (данные за 1923 год). 

Санитарно-бактериологической лабораторией Гомеля проведено 2457 анализов. 


Исследования на COVID-19 в лаборатории областного ЦГЭиОЗ. Май 2020 года. 

  • 2022 год

Санитарно-эпидемиологическая служба Гомельской области представлена следующими учреждениями:

Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Гомельский городской центр гигиены и эпидемиологии, Гомельский областной центр профилактической дезинфекции, четыре зональных центра гигиены и эпидемиологии  и 17 районных.

В учреждениях государственного санитарного надзора Гомельской области сегодня работают 1723 сотрудника. Из них 296 – врачи, 723 – средние медицинские работники, 704  человека – административно-управленческий и хозяйственно-обслуживающий персонал. 

Среди инфекционных заболеваний зарегистрировано:

оспа и дизентерия – 0 случаев, скарлатина – 53, малярия – 1. Все данные представлены за 2021 год. 

Лабораторное сопровождение Госсаннадзора обеспечивают 38 лабораторий, которые используют более 1200 методик исследований и имеют 4438 единиц лабораторного оборудования. Ежегодно выполняется более трёх миллионов исследований, в том числе более полутора миллиона – для диагностики инфекционных заболеваний.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N