"Если тигр чего-то испугается, ох, сколько потом ему надо дать мяса и ласки!" Ярослав Запашный о работе с полосатыми | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
12:00 30 Декабря 2021 Общество

"Если тигр чего-то испугается, ох, сколько потом ему надо дать мяса и ласки!" Ярослав Запашный о работе с полосатыми

На арену цирка выходит семимесячная Габи и… начинает точить когти! Совсем как домашняя кошка. Так и хочется её потискать. Но стоит тигрице подойти поближе, сразу чувствуешь, как ускоряется сердцебиение и появляется желание удрать куда подальше. Честное слово, видеть хищника по телевизору – это одно дело, а вот в метре от себя – совсем другое. Адреналин зашкаливает! Но для Ярослава Запашного эта атмосфера более чем привычна, в такой обстановке проходит практически каждый его день. Во время гастролей в Гомеле поговорили с артистом знаменитой династии о трудностях и радостях работы с полосатыми.




Чтобы увидеть, как происходит процесс, дрессировщик устроил для нас мини-репетицию. Первой вывели красавицу Габи, а за ней – её сестричку Флору. Любознательные, активные, порой неуклюжие и смешные – от символов грядущего года невозможно оторвать глаз. 

– Ярослав, тигр для вас друг или коллега? 

– И то и другое. Хотя я бы даже сказал иначе: мы – семья. Большая, человеческо-тигриная семья. Сейчас у нас четыре взрослых особи и четверо малышей, причём все они родились, когда мы работали в Брянске. 


– То есть вы многодетный папа? 

– Можно и так назвать (улыбается). С тигрятами начинаю заниматься с самого детства. Поэтому я для них и отец, и мама одновременно. Хоть мама тигриная у них есть, но всё равно. Малыши знают, что рядом кто-то постарше, и к нему больше уважения. Знаете, на самом деле тигры очень пугливые. Особенно маленькие. Если чего-то испугались, ох, сколько потом им надо дать мяса и ласки, чтобы победить этот испуг! 

– С кем больше любите работать: с мальчиками или с девочками? 

– Мне девчонки нравятся. Они более активны. Как говорится, хотел – получи: все четыре тигрёнка, что родились, девочки. Отец Гром – ювелир, – смеётся Ярослав Запашный. – Самцы же более крупные, ленивые, настоящие увальни. Единственный момент – девчонки агрессивнее настроены друг к другу. Им нужно разделить территорию. Когда тигрицы уже подрастают, примерно после пяти лет, с ними, с одной стороны, интереснее работать, с другой – сложнее, потому что нужно постоянно следить, чтобы не дрались. 


– А в среднем какой трудовой стаж у полосатых артистов? Когда начинается «пенсия»?

– Нет какой-то конкретной цифры, всегда по-разному. Всё зависит от животного, сколько он может, сколько хочет работать. Если тигру тяжело, видно, что он уже не бегает, не залезает на тумбы, конечно, начинаем подыскивать ему хорошее место и отправляем на заслуженный отдых. Но с обязательным отслеживанием дальнейшей судьбы, чтобы не дай бог кто-то на шкуру не забрал. 

К примеру, был у нас Маркиз. Молодой тигр, но работать ему не нравилось. И приключилась целая история. Во время одной из репетиций он на меня напал, порвал руку. Я позвонил отцу, рассказал и поехал в травмпункт, где рану зашили. Возвращаюсь домой, а отец раз мне затрещину! «С почином, – говорит, – сам виноват». Буквально на следующий день заходит ко мне, а у него то же самое, только на другой руке. Поэтому отдали мы Маркиза, не стали настаивать. Если животному не нравится, оно будет уходить в агрессию, и с этим ничего не сделаешь. Подавлять, как укротители делали раньше, считаю неправильным. Лучше такое животное куда-то пристроить. И мы пристроили. Сейчас Маркиз живёт на Дальнем Востоке, у него две самочки. Всё замечательно, живёт шикарно. 

– Получается, у каждого питомца свой характер? Прямо как у людей? 

– Абсолютно точно. Все очень разные. Вот Гром у меня спокойный. Даже тигром не могу его назвать. Привезли его маленького, такого доброго… Он таким и остался. Нет у Грома желания напасть на кого-то, может только фыркать. Очень спокойный и с людьми, и с тиграми. А вот Эра агрессивная с детства. Настоящая тигрица. Кто ещё… Босс тоже спокойный. Бося – тюфяк. Да и тигрята все разные. Одна трусливая, боится всего, даже гулять боится. Габи, наоборот, ужасно любопытная, всё ей хочется изучить. Очень любит мясо. Готова выполнять любые команды, лишь бы ей дали побольше. 


– Кто ваш любимчик? 

– Нет любимчиков, всех люблю одинаково.

– Да бросьте, наверняка есть…

– Ну ладно, может, Грома люблю чуть больше… (улыбается). 


– А как подбираете тиграм имена? 

– Кто-то называет марками машин, кто-то звёздами, у меня такого нет. Грому имя дал отец. Остальных взрослых называли в честь тех тигров, с которыми когда-то работали. Маленьким мы с женой подбирали по месяцам. Например, девочку, родившуюся в мае, назвали Майей.

 

– Есть какая-то команда, которая даётся легче всего? 

– Не могу обобщить, всё очень индивидуально. Кому-то за месяц–два удаётся встать на задние лапы, а кому-то – пируэт. Правда, были тигры, с которыми пируэт я год разучивал – и ничего. Поэтому в работе дрессировщика самое важное – терпение. Если не идёт что-то на репетиции, лучше остановить, успокоиться, переждать, а на следующий день попробовать снова. 


  • Даже с маленькими тиграми находиться небезопасно. Малыши 2–3 месяцев от роду могут прокусить руку. 



– Ярослав, столько лет уже работаете с тиграми... Когда входите к ним, не загорается ли в голове красная лампочка с надписью «Опасность»? 

– Когда репетиция проходит спокойно, не волнуюсь. Спокойно иду работать и больше думаю про отдачу зрителю. А вот если с утра была какая-то внештатная ситуация, к примеру, одна самка охотилась на другую, тогда да, концентрируюсь на животных. Они свою работу знают, в любом случае сделают. Но я понимаю, что и на выступлении тигрица будет нападать. 


  • Передачи про животных смотрим постоянно. У жены Nat Geo Wild – самый любимый канал.

– Вы в Гомеле впервые? Чем запомнится наш город? 

– Да, я у вас в первый раз. Город мне понравился, очень чистый. Я бы с удовольствием здесь задержался на несколько месяцев. Атмосфера прекрасная. Очень тёплый зритель. Поэтому готов приезжать сюда ещё много-много раз. А вообще, у вас шикарный цирк. Для меня это прямо стало открытием. Без капитального ремонта, но цирк выглядит прекрасно. Чистенько, всё покрашено, шикарный свет, звук... Без вранья, гомельский цирк, наверное, один из лучших, где я работал. 


  • В среднем взрослый тигр съедает примерно 6,5 килограмма мяса в день. Но опять-таки всё очень индивидуально. Когда-то Ярослав Запашный работал с тигрицей по имени Лада, которая съедала ровно четыре килограмма. Ни больше ни меньше. 


– На носу Новый год. Что пожелаете гомельчанам? 

– Желаю, чтобы у всех сбывались мечты. Чтобы было хорошее настроение. И конечно, поменьше чёрных полос в жизни. 


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N